Количество стартапов не показатель экономического благосостояния | Большие Идеи

・ Феномены
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Количество стартапов не показатель
экономического благосостояния

Каждый, кому удалось построить успешную компанию, знает, что ей требуется 15—20 лет, чтобы прижиться на рынке.

Автор: Дэниел Айзенберг

Количество стартапов не показатель экономического благосостояния

читайте также

Норман Фостер: «Цель — служить обществу»

Элисон Биард

Компетенции неясного будущего

Мария Максимова,  Павел Безручко,  Юрий Шатров

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Разрешите сотрудникам бунтовать

Франческа Джино

Чем больше новых компаний, тем лучше. Так ли?

Это расхожее мнение. К примеру, недавно Washington Post опубликовала статью, озаглавленную: «Компании закрываются быстрее, чем открываются. Что может сделать Конгресс?» Да, на первый взгляд это выглядит тревожно. И все-таки неужели стартапы — это заведомое благо? Разве одна из аксиом экономики не гласит, что хорошо функционирующий рынок — это много рождений и смертей, что слабые компании, в том числе тысячи предприятий, где число сотрудников равно одному, быстро исчезают, потерпев поражение? А крепкие, растущие компании в условиях правильно организованного рынка укрепляются и обеспечивают занятость и общее процветание экономики и общества.

Отождествление стартапов с предпринимательством и шире — с «динамичным бизнесом» так распространилось, что запутывает и самые глубокие исследования. Например, известный Брукингский институт недавно взялся объяснять затянувший упадок американского предпринимательства. Чем же подтверждается этот «упадок»? Все больше компаний ухитряется выживать и расти на протяжении 16 лет и долее. То есть в основе этого исследования принятая за аксиому мысль, будто долгожители «застаиваются» и не склонны к инновациям и развитию. Авторы исследования, как и многие другие специалисты, подразумевают, а то и открыто заявляют, что эти динозавры подавляют предпринимательский дух Америки (к числу динозавров, забывших об инновациях, относятся, видимо, eBay, Google, Starbucks, Netflix, Apple, Cisco, Boston Scientific и Dell). В поисках причин такого упадка авторы отчета Brookings ссылаются и на сокращение числа новых компаний, зарегистрированных в тот же период времени. Вывод ясен: «Америке нужны стартапы».

Опасность таится в безоговорочном принятии тех предпосылок, на которых основаны подобные отчеты, то есть «много устойчивых компаний — страшная опасность для предпринимательства, а быстрый крах только что возникшего бизнеса — сам по себе дурной знак». (Заметьте, что Германия за последние 30 лет пережила точно такой же «упадок», и большинство экспертов признают экономику этой страны весьма стабильной и сильной. И кто решится сказать, будто компания Alibaba отстает от всех в области инноваций, забыла о прогрессе, пусть ей уже и 16 лет). Накопившиеся факты свидетельствуют, что сокращение числа стартапов сочетается с ростом дохода на душу населения: чем больше в стране новых компаний, тем ниже ВВП.

Читайте материал по теме: Как переспорить Милтона Фридмана

Создатели устойчиво растущих компаний и те, кто инвестировал в них средства (как автор этой статьи), естественно, радуются их выживанию и росту. Каждый, кому удалось построить успешную компанию, знает, что ей требуется 15—20 лет, чтобы прижиться на рынке. WhatsApps — это редкое исключение, а не правило.

Масштабные, растущие компании (назовем их скейлапами (от англ. scale-up), чтобы отличить от стартапов) и есть плод устойчивого, жизнеспособного предпринимательства, благодаря которому экономика развивается, увеличивается количество вакансий, повышается качество жизни, появляются инновации. Эти скейлапы — молодые и не очень молодые фирмы — находятся под управлением лидеров, нацеленных на рост. В любой период своей жизни такие компании могут выйти на новую траекторию роста. Все исследования подтверждают: активно растущие организации, как правило, не моложе, а старше 16 лет, и именно они — основной источник экономического развития, хороших вакансий, устойчивости и благосостояния экономики страны. Стартапы легче пересчитать, но сами по себе они не оказывают на экономику того позитивного воздействия, которое обеспечивает рост уже существующей компании.

Ближайшие два месяца мы будем участвовать в международном проекте, посвященном именно предпринимательской деятельности скейлапов и их позитивному влиянию на общество и экономику. Первый этап проекта приурочен к ноябрьской Международной неделе предпринимательства (http://www.gew.co/), во время которой миллионы людей из 140 стран примут участие в 10 000 мероприятий на тему стартапов. Разумеется, для здоровья экономики нужны и стартапы (а также крупные корпорации, семейный бизнес и микропредприятия), но все же мы полагаем, что скейлапы заслуживают большего внимания, нежели уделяется им сейчас.

Читайте материал по теме: Урок истории для финансистов

Желая расширить и углубить разговор на эту тему, мы подготовили «Декларацию скейлапов», которую и предлагаем в качестве исходного пункта для дискуссии о задачах и целях бизнеса в XXI веке.

Итак, мы провозглашаем:

  • С самых начал человеческого общества предпринимательство — это создание новых ценностей за счет роста. То есть масштабирование бизнеса всегда оказывало позитивное воздействие на общество и экономику.
  • Успешные бизнесмены всегда составляли, составляют и будут составлять неотъемлемую часть социума как источник вакансий и богатства, как инноваторы и традиционно филантропы.
  • Великие предприниматели оказывают благотворное влияние на общество прежде всего тем, что быстро наращивают объемы производства, а затем вкладом в социум становится сам их успех — они служат ролевыми моделями; они также вкладывают свои знания в качестве менторов и учителей и инвестируют полученную прибыль в развитие следующего поколения предпринимателей.
  • Читайте материал по теме: Как талант победил капитал
  • Масштабное мировоззрение — это мощное честолюбие, побуждающее безостановочно растить компанию, обозначать свое присутствие на рынке. Именно в этом заключается важнейшее психологическое влияние успешных скейлапов на бизнес-среду.
  • Навыки лидеров скейлапов — умение первыми выводить свои продукты и услуги на старые и новые рынки, привлекать и наращивать человеческий, финансовый и клиентский капитал, быстро учиться на допущенных ошибках. Это важнейшие навыки предпринимательства.
  • Чем больше и чем успешнее скейлапы в данном регионе, тем больше будет и других проявлений предпринимательства, в том числе стартапов, малого и семейного бизнеса.
  • Масштабное предпринимательство работает в любом секторе: сервиса, производства, медиа, здравоохранения, недвижимости, биотехнологий и т. д.
  • Читайте материал по теме: Должны ли супруги открывать совместный бизнес?
  • Мы все — предприниматели, бизнесмены, просветители, члены различных фондов, инвесторы, чиновники, банкиры и лидеры гражданского общества — можем и обязаны прилагать все возможные усилия к поощрению масштабного предпринимательства в своем регионе и во всем мире.
  • Мы будем распространять данные идеи и принципы по всем каналам, в личных беседах, по телефону, в печати, по электронной почте и через соцсети.

Мы надеемся, что данные идеи распространятся и станут основным фактором для формирования точного, согласованного и всеохватывающего представления о месте бизнеса в современном мире.

Материал подготовлен при участии Фернандо Фабра, президент Endeavor Global, некоммерческой организации, занимающейся отбором, обучением и развитием предпринимателей во всем мире.

Читайте по теме: